Виды и причины износа шин – Неравномерный износ шин: причины, виды, устранение — Материалы о шинах и автосервисе

Содержание

Износ шин — как проверить? / Виды износа шин.

Автошина обладает определенными характеристиками, позволяющими наиболее эффективно выполнять основное предназначение. В процессе эксплуатации покрышка изнашивается, нужно понимать, как это происходит, и как минимизировать эту проблему.

Как по мере износа шина теряет свои свойства

Износ шин весьма сложный процесс. Изнашивание касается любой авторезины, но у летних и зимних покрышек имеются некоторые особенности, касающиеся в первую очередь характеристик.

При износе снижается уровень сцепления с дорогой. Происходит это на всех типах покрышек. На летних шинах особенно ярко проявляется у дождевой резины. Стирание дождевых канавок приводит к снижению способности противостоять аквапланированию.

Зимние автошины могут иметь некоторые нюансы, по которым снижается сцепления. Это могут быть стертые сегменты протектора или потерявший пористость верхний слой протектора. Как итог, покрышка хуже ведет себя на снегу и скользком покрытии.

Еще одна частая проблема, напрямую связанная с износом покрышек – неустойчивость к нагрузкам. Автошина разрушается при движении на скорости, допустимой нагрузке на колесо.

Что влияет на износ протектора

Износ протектора шин происходит по целому ряду причин. В целом это естественный процесс, но есть целый ряд случаев и ситуаций, когда он ускоряется. Водителю стоит знать все причины, способные вывести из строя авторезину раньше времени.

  • Качество дорожного покрытия. В первую очередь речь идет о «зернистости». В этом случае асфальт действует, как абразив. Мелкие частицы щебня, торчащие из покрытия, повреждают протектор, постепенно накапливающийся износ в итоге приводит к полному стиранию рисунка.
  • Температура покрытия. Этот параметр регулировать практически невозможно. При высокой температуре, материал автошины размягчается, его устойчивость к нагрузкам снижается. Стирание протектора усиливается. Особенно от этого страдают зимние и всесезонные покрышки, изначально имеющие мягкую резину.
  • Давление оказывает значительное влияние на техническое состояние автошины. Отрицательно на сроке службы сказывается и маленькое, и высокое давление. Учитывайте фактор, следите за уровнем давления, своевременно подкачивайте покрышки.
  • Высокая скорость. При движении на больших скоростях нагрузка на авторезину увеличивается. Для примера можно сравнить движение при скорости 60 км/ч и 120 км/ч. Во втором случае степень изнашиваемости автошины будет выше примерно в 2 раза. Тут еще нужно смотреть на индекс скорости. Не превышайте допустимый параметр.
  • Угол установки колес. Тут страдают в первую очередь передние шины, задние колеса имеют возможность регулировки значительно реже. При нарушении настроек, автошина оказывается под углом к покрытию, нагрузка распределяется неравномерно, износ протектора значительно увеличивается. Чем сильнее нарушены настройки, тем быстрее будет износ.
  • Проблемы с амортизаторами. Причина незаметная на первый взгляд, но довольно частая. При такой проблеме ударная нагрузка на покрышку увеличивается, это приводит к микроповреждениям, постепенно шина выходит из строя.
  • Нарушение балансировки. При дисбалансе колесо движется со смещениями, чем больше разбалансировка, тем сильнее проявляется неравномерный износ. Протектор стирается пятнами, это не всегда заметно, но отрицательно сказывается на безопасности движения.

Причин для ускорения износа покрышки достаточно много. Зная их можно постараться минимизировать ущерб.

Виды износа протектора – о каких неисправностях говорит неравномерный износ

Важно знать, какие разновидности проблемы бывают. Покрышка может иметь естественный/нормальный износ. В этом случае протектор изнашивается примерно равномерно, с небольшими нюансами, связанными с местом установки, уровень истирания для передней и задней оси всегда разный. Такие повреждения проявляются на большом пробеге, являются нормой. Определить естественное снашивание покрышки можно по индикаторам, они показывают необходимость замены резины.

Ниже рассмотрим виды износа, являющиеся следствием разных поломок и других причин.

  • Износ плечевых зон, причем двухсторонний и симметричный. Характеризуется равномерным стиранием протектора по краям ската. Причина неправильно подобранный размер колесного диска, неверно подобранное давление воздуха, повышенная нагрузка. Причина может быть одной или комплексной.
  • Стирание по центру ската. При такой ситуации можно говорить о плохом контакте автошины с покрытием. Колесо в таком случае менее управляемо. Происходит при перекачивании покрышки.
  • Диагональная вмятина на протекторе. Зачастую совмещается с явными признаками стирания рисунка. Происходит в случае постоянных перегрузов автомобиля. Чаще встречается на задних осях машин с передним приводом.
  • Выпуклый износ плечевых блоков. Заметить его непросто. Характеризуется неравномерным стиранием блока, одна часть уменьшена, другая остается практически целой. Заметить такое можно только наощупь. Происходит такое при повреждении шаровых опор и подшипника ступицы.
  • Одиночные пятна. Встречается чаще всего на машинах без ABS. При резком торможении или маневрировании колеса блокируются, это приводит к недолгой поездке на шине, как на лыже. В этот момент она и стирается в одном месте. Заметить такие проблемы бывает не просто. После каждого торможения с блокировкой, осматривайте колеса.
  • Плоское пятно. Это деформирование шины в одном месте. Появляется после длительной стоянки.
  • Односторонний износ покрышки. Появляется как следствие неправильного схождения колес. В результате шина получает неравномерную нагрузку, это и приводит к такой проблеме. Причем стирание происходит быстро, иногда достаточно проехать 10-20 км, чтобы полностью стереть край. Иногда может появляться при неравномерном размещении груза.
  • Вмятины на боках и протекторе. Выглядит как бугорки и мелкие вмятины по всей шине. Происходит при неисправной подвеске, в результате большого количества ударов силы разной степени. Обычно происходит подобное из-за неисправных амортизаторов.
  • Грыжи и трещины. Это выпуклости и линейные повреждения автошины. Происходят при боковых ударах по покрышке. Иногда могут быть следствием эксплуатации с малым давлением, или же просто в связи со старением материала.

Разновидностей повреждений немало, зная, как они выглядят можно своевременно диагностировать проблему.

Как проверить степень износа шин

Каждый водитель должен знать, как определить степень износа. Это позволит быстро определять, когда требуется заменить покрышку.

Оптимально в любом случае консультироваться со специалистами шиномонтажа.

Проверяется минимальный износ несколькими способами.

  • Визуальный осмотр, тут следует смотреть на равномерность стирания протектора, наличие повреждений. Резина должна быть эластичной и достаточно мягкой.
  • Проверка по меткам производителя. Находим индикатор, он может быть в виде бугорка в канавке или цветной отметкой на блоке или боковине. В зависимости от конкретного производителя индикатор может различаться.
  • С помощью монеты измерить глубину протектора.
  • Специальный глубиномер. Этот способ даст наилучший результат.

Для летних покрышек на легковом автомобиле допускается глубина протектора не менее 1,6 мм, для грузовых машин – 1 мм. На зимней авторезине минимально допустимая глубина – 4 мм.

От состояния шин напрямую зависит безопасность движения. Следует регулярно проверять покрышки на отсутствие повреждений. При малейшем сомнении в надежности заменяйте авторезину.

Шины в Геленджике — купить в наличии и под заказ.

индикатор износа протектора резины, виды износа колес и причины

Износ шин — это процесс, происходящий по причине контакта протектора с асфальтированной дорогой. Износ автошины бывает естественным во время длительной эксплуатации и ускоренный из-за неверного угла монтажа схождения-развала колес, при подборе неправильного давления в передних или задних шинах, проблеме амортизирующей системы, очень высоком скоростном режиме при езде на автомобиле.

Изнашивание покрышек

Большое значение имеет правильное определение износа резины, так как от этого зависит безопасность. Резина считается изношенной и требует смены в следующих ситуациях:

 Равномерный износ
  • Когда износ протектора шины равномерный — при выявлении единственного индикатора изнашивания.
  • При неравномерном изнашивании — обнаружение двух индикаторов изнашивания покрышек в каждом из сечений.
  • Сдвоенные колеса ставятся так, чтобы дырки в дисках, которые расположены вертикально, были соединены для проведения при необходимости замера давления и степени накачки. Также нельзя менять золотники на автозаглушки, пробочки и прочие элементы.
  • При деформации резины (грыжи, проколы, демонстрирующие корд, недопустимы).

Машины должны иметь комплектацию в соответствии со всеми нормативами и согласно инструкции, а также по правилам эксплуатирования покрышек. На месте должны присутствовать крепежи дисков и ободков колес, запрещено ослаблять болты и гайки, на них не должно быть трещин. Нельзя допустить деформацию форм и нарушение типоразмера крепежей отверстий в колесных автодисках.

Важно!

Если потребуется ставить шипованные покрышки, монтаж выполняется на все 4 колеса. Монтаж на одну ось резины с разными типоразмерами, конструкцией изделий с различным протекторным рисунком недопустим.

Почему изнашивается резина

 Неравномерная нагрузка на авто

Важно понимать, что износ покрышек неизбежен. Все со временем подлежит смене, не исключение и шины.

Долговечность и время эксплуатирования ограничивается старением и режимом использования, и зависит от нагрузки авто, условий дороги, ухода за покрышками и стиля езды.

Не лишним будет узнать признаки, причины и особенности, характеризующие износ колеса:

  • При равномерном изнашивании покрышки нужно будет менять не так быстро.
  • Если заметно изнашивание по боковым сторонам профиля, причиной может быть низкое давление в покрышках. Если износ в центре профиля, значит давление чрезмерно высокое, надо провести проверку и нормализовать его.
  • Если процент изнашивания превышает допустимый по дорожкам профиля внутри, то это минусовый угол схождения или проблемы с управлением. При изнашивании по наружной стороне протектора — очень большой угол схождения, поломка в системе управления рулем. Необходимо пройти диагностирование на СТО.
  • При выявления высокой степени ступенчатого изнашивания по дорожкам профиля с внутренней стороны при обычном изнашивании внешних дорожек — минусовый уровень развала. Если неравномерный износ покрышки сбоку — отсутствие баланса автоколес. Причиной может быть серьезный зазор в автоподшипниках или шарнирных деталях.
  • При изнашивании в центре — разбалансировка колес.
  • «Языки» на покрышке с боковых сторон — неверный монтаж колес или проблемы с амортизаторами.
  • При изнашивании чешуйками — перегрузка авто.
  • Если автовладелец видит на резине износившееся пятно на любой из шин — разбалансировка.

Важно!

Сплющивание покрышек развивается при продолжительной стоянке транспортного средства. Такие приплюснутые места влияют на всю структуру резины. Авто не должно долго стоять на покрышках, это провоцирует вмятины и деформирование.

Индикатор изнашивания покрышек

 Индикатор износа протектора шины

Как определить износ резины, интересует каждого автовладельца. Систематическая диагностика того, в каком состоянии находятся колеса автотранспортного средства, должна проводиться регулярно, забывать об этой процедуре — чревато проблемами. Когда пропущена проверка, в результате увеличится тормозной путь (в ситуации с непогодой значительно увеличится). Тут и до аварии недалеко.

На заметку!

Но как определить процент изнашивания, знают далеко не все. Процесс достаточно простой. На шине присутствует специальный блок, высотой 1,6 мм. Это и есть индикатор износа резины. Если он стерся на 1,6 мм, передвигаться на таких колесах уже запрещено. Индикатор износа шины сигнализирует, что авто пора «переобуть».

Выявление процента изнашивания: методы

Блок размещается в канавках протекторного рисунка. Это маленький резиновый блок 1,6 мм. Менять покрышки следует после того, как высота протекторного рисунка станет равна этому уровню. Понять, где именно располагается блок определения изнашивания шины, можно, найдя сбоку одну из отметок:

  • треугольник;
  • обозначение TWI;
  • название бренда.

Многие бренды изготавливают покрышки, на которых имеются промежуточные индикаторные блоки. Их изнашивание сообщает, что колеса больше не смогут гарантировать требуемую сцепку с мокрой асфальтированной дорогой.

В ламелях и протекторных рисунках покрышек могут присутствовать цифры-индикаторы, каждый из которых устроен на разном углублении. Большая цифра (стандарт — 8) создается на малой глубине, меньшая (для покрышек на лето — 2, для резины с шипами или липучек — 4) — на максимальной.

В процессе использования машины покрышки подлежат износу, цифры истираются и пропадают. Остаток резины выявляется по большей из цифр, что осталась не стертой. Когда стерся последний индикатор, пора переобуть авто, ведь передвигаться опасно. Изготовители автомобильных покрышек наносят на изделия 3 основных вида цифр-определителей:

  • От «2» до «4», обозначение в мм.
  • Цифровой ряд обозначения в процентах от высоты протекторного рисунка.
  • Единственная цифра, созданная так, что каждый её сегмент выдавлен на своей глубине. По мере изнашивания покрышки можно видеть разные цифры. Маркировка данных индикаторов в мм.

Не так давно на рынке проявились шины, изменяющие свой оттенок по мере изнашивания. При стирании протекторный рисунок приобретает яркий цвет, что сигнализирует о необходимости смены.

Важно!

Индикаторы дают возможность оперативно выявить уровень изнашивания резины, но не на 100 % точно. Чтобы получить более точные данные, применяют измеритель глубины профильного рисунка. Это небольшое приспособление, которым проводятся замеры глубины протекторных канавок в 3-5 местах. Если данные меньше предусмотренных по закону, резину надо срочно заменить на новую.

Ручные способы выявления уровня изнашивания предусматривают использование монетки, линейки и штангенциркуля.

Легкий метод замеров глубины протекторных канавок с использованием линейки или штангенциркуля. Для этого щуп приспособления следует поставить на дно углубления протектора и зафиксировать данные. Также замеряют, используя линейку, — её ставят на дно протектора и запоминают цифру.

Выявить, насколько износилась резина, поможет обычная монета любого номинала. Например, если доллар уходит президентской головой в протектор. Покрышку надо менять, если шевелюра президента виднеется с линии просмотра (перпендикулярно). Точно таким же методом можно выявить изнашивание шин монетой в один цент — но в такой ситуации должна виднеться голова Линкольна.

Отечественные монеты с орлом отлично подходят для замеров.

Двухрублевую монетку надо поставить на дно головой птицы вниз. Если все нормально и не надо менять, то голову заметно не будет. Если орла видно полностью, замена необходима. Определить износ зимней резины или летней, без разницы, поможет монетка в один евро. Если золотой обод в протекторе не видно, это означает, замена не требуется, если же большая часть заметна, то нужно поставить новые колеса.

Как повысить долговечность при неравномерном изнашивании

 Развал-схождение

Чтобы повысить срок применения шин и сократить уровень изнашивания, следует прислушаться к советам экспертов. Рекомендации:

  • Неверно выполненный развал-схождение может спровоцировать неравномерное изнашивание или односторонний крен.
  • После осуществления ремонта или перебора автоподвески в обязательном порядке следует выполнить развал-схождение.
  • Следует время от времени проводить контроль уровня давления в покрышках.

Данные рекомендации помогут предотвратить раннее изнашивание покрышек и увеличат их долговечность.

Почему изнашиваются покрышки с наружной стороны

Часто причиной наружного изнашивания становится нарушенное схождение-развал транспортного средства. Данная разновидность неравномерного изнашивания протекторного рисунка шины связана с тем, что протектор не ровно располагается на дороге из-за ненормального расположения (перпендикулярности). Чтобы поставить колесо правильно по отношению к дороге, нужно привести в норму этот параметр.

Также наружный вид изнашивания встречаться при поломанных пружинках, шарнирных шаровых, втулках подвески.

Кроме того, неравномерное изнашивание с одной стороны может развиваться при частой перегрузке авто. Помимо этого, некоторые марки спортивных машин имеют уникальное схождение-развал, что провоцирует такое неравномерное наружное изнашивание, но нечасто.

Каково предельное изнашивание

 Износ более 1,6 мм

Индикатор изнашивания — знакомая всем система определения предельного изнашивания резины. Блок (1,6 мм) располагается в продольных канавках. Соитие уровней канавки и протекторной поверхности говорит о завершении времени применения шин. Стертую резину надо обязательно менять, иначе это рассматривается как нарушение закона и грозит штрафом.

Изнашивание — неизбежное следствие использования авто. Следование рекомендациям, систематическая диагностика машины и регулярное ТО помогут не только повысить срок использования автопокрышек, но и сократить риск ДТП.

Причины преждевременного износа шин

1. Применение шины не по назначению. Преждевременное изнашивание шин с рисунком протектора повышенной проходимости при использовании на твердом дорожном покрытии происходит из-за усиленного удельного давления на дорожное покрытие. Помимо этого, рисунок протектора повышенной проходимости на твердых дорожных покрытиях имеет сниженное сцепление, из-за чего шины скользят на обледенелых и увлажненных дорогах. Это может привести к заносу автомашины и аварии.

2. Невыполнение правил комплектования, установки и демонтажа шин.
Для сохранения наиболее выгодной конфигурации профиля шины должны соответствовать тем показателям, на которые они рассчитаны. Это касается нагрузок, давления воздуха и ширины обода. Если шина устанавливается на несоответствующий обод, то происходит нарушение конфигурации профиля работающей шины, ведущее к ее преждевременному изнашиванию.

Неумелое или неаккуратное использование стальных монтажных лопаток часто становится причиной повреждения камеры при установке и демонтаже шин. Защемление стенки камеры между ободом и лопаткой сопровождается незаметным повреждением стенки, которое разрастается при работе шины и в итоге приводит к преждевременному отказу камеры. Такие же последствия возникают при неаккуратности установки и демонтажа вручную лопатками бескамерных шин.

В результате засорения вентиля грязью или пылью, а также частого вывертывания золотника из вентиля резиновые манжеты золотника преждевременно истираются, что уменьшает герметичность вентиля; аналогичные последствия влечет за собой отсутствие колпачка на вентиле.

Перекос вентиля при установке шины и вытаскивание камеры из покрышки за вентиль при демонтаже могут стать причинами отрыва вентиля от камеры.

В результате попадания пыли и песка внутрь покрышки при неаккуратной установке шины трение соприкасающихся поверхностей возрастает, что ведет к отслаиванию и разрыву отдельных нитей корда внутреннего слоя каркаса покрышки.

Демонтаж и установка шин при низких температурах чреваты образованием трещины в камере и покрышке с дальнейшими разрывами, поскольку резина под воздействием холода (—10°С для обычных шин) утрачивает прочность и эластичность. При отсутствии возможности довести температуру шин до обычной необходимо проявлять особую осторожность при их установке.

3. Пониженное давление воздуха в шине.

В результате искажения конфигурации поперечного профиля и роста деформации шины напряжение в ее материале возрастает. Из-за этого происходит усиление внутреннего трения и тепловыделения в шине, что ведет к преждевременному износу.

При пониженном давлении воздуха в шине сильнее всего страдает каркас покрышки по всей окружности боковых стенок – происходит отслаивание нитей корда от резины, они быстро перетираются и рвутся. Эти процессы сопровождаются кольцевым изломом каркаса, отремонтировать который невозможно. Определить начало разрушения каркаса шины от пониженного внутреннего давления можно по образованию темного кольца на стенках камеры и по окружности боковых стенок с внутренней стороны покрышки. Дальнейшее ухудшение состояния каркаса при этом сопровождается «разлохмачиванием» нитей слоев корда с внутренней стороны покрышки.

При пониженном давлении воздуха в шине протектор покрышки изнашивается быстрее. Это обусловлено усилением деформации беговой поверхности шины, что ведет к более неравномерному распределению нагрузки по площади контакта и перенапряжению материала. Наибольший вред недостаточное давление воздуха причиняет шинам ведущих колес, поскольку на них ложится нагрузка от крутящего момента, передаваемого от мотора.

4. Повышенное давление воздуха в шине. Превышение уровня давления воздуха в шине по сравнению с нормой снижает ее деформацию и площадь контакта шины с дорожным покрытием, увеличивает удельное давление шины на дорожное покрытие и приводит к преждевременному изнашиванию шин.

Избыточное давление воздуха в шине значительно повышает напряжение нитей корда каркаса, следствием чего является преждевременный разрыв каркаса.

При чрезмерном давлении воздуха в шине ее жесткость возрастает, амортизирующие свойства ослабляются, в результате чего детали автомашины изнашиваются быстрее, а комфортабельность езды уменьшается. При наезде на препятствия нити каркаса покрышки подвергаются более высокому напряжению от давления сжатого воздуха и под воздействием ударной нагрузки быстрее рвутся.

Признаком чрезмерного давления воздуха в шинах служит повышенная жесткость хода автомашины. Усиление внутреннего давления на 10% понижает срок службы шины приблизительно на 5%, а усиление внутреннего давления на 20% ведет к понижению срока службы шины приблизительно на 10 %.

5. Перегрузка автомашины. Чрезмерная нагрузка на шину, превышающая допустимый уровень, усиливает напряжение в ее материале. При чрезмерной нагрузке растут касательные напряжения на участках соприкосновения шины с дорожным покрытием и ее удельное давление на дорожное покрытие, что ведет к быстрому изнашиванию протектора. Избыточное напряжение в материале и повышенные деформации ведут к общему росту трения и выделения тепла в шине. Эти процессы в наибольшей степени затрагивают плечевую зону беговой поверхности шины. В результате перегрузки, которой подвергается каркас покрышки, происходит разрушение его боковых стенок; на боковинах образуются характерные разрывы в форме слегка извилистой или прямой линии.

Перегрузка шин ведет к росту расхода мощности на качение и увеличению расхода топлива.

6. Неправильное вождение автомашины. Одной из причин преждевременного изнашивания шин является неумелое и неаккуратное вождение автомашины, которое выражается преимущественно в резком трогании с места и торможении, в наезде на попадающиеся на дорогах препятствия, неосторожном переезде через эти препятствия и подъезде к платформам и тротуарам.

При движении полностью заторможенных колес автомашины, то есть юзом, трение протектора покрышки о дорожное покрытие резко возрастает, что усиливает нагревание протектора и ведет к его быстрому разрушению. Чем выше скорость движения, при которой автомашина начинает тормозить, и чем резче оно выполняется, тем быстрее изнашиваются шины.

7. Воздействие климатических и дорожных условий.

Чем больше количество поворотов, спусков и подъемов на дороге и чем выше их крутизна, тем чаще колеса подвергаются перегрузке, а это повышает трение и выделение тепла в шинах и ускоряет их изнашивание.

Главным способом сохранения шин и увеличения их пробега в сложных дорожных условиях является аккуратное вождение со скоростью, установленной правилами дорожного движения.

Износ шин очень сильно зависит от климата, который определяет влажность и температуру дорожного покрытия и атмосферы. Например, изнашивание шин в зимнее время на твердом дорожном покрытии приблизительно на 30 % меньше, чем в летнее время.

Под воздействием прямых лучей солнца старение резины ускоряется, поэтому шины изнашиваются быстрее.

Чтобы увеличить пробег шин, необходимо водить автомашину аккуратно и регулярно проверять состояние шин. Рекомендуется время от времени делать остановки в пути, чтобы шины могли остыть.

Низкая температура атмосферы ослабляет выделение тепла в работающих шинах, что замедляет их изнашивание. В то же время шины могут при низкой температуре изнашиваться преждевременно из-за утраты эластичности резиной и возникновения хрупкости.

8. Влияние быстрой скорости. Рост скорости движения автомашины и частоты циклов деформаций шины ведет к усилению динамической нагрузки на шину, то есть возрастают трение о дорожное покрытие, ударная нагрузка материала и деформация резины, происходит резкое повышение температуры в шине (в особенности при высокой температуре атмосферы). Воздействие быстрой скорости на шины проявляется тем больше, чем выше весовая нагрузка, продолжительнее поездка и хуже дорожные условия.

Большая скорость езды может усиливать истирание протектора, в некоторых случаях с выкрашиванием частичек резины, и ослаблять связь между слоями ткани и резины покрышки с их возможным расслоением. Если покрышка и камера подвергались ранее ремонту, то заплаты на них могут оторваться.

9. Неисправность ходовой части автомашины. Повреждения шин при эксплуатации происходят из-за следующих главных неисправностей ходовой части автомашины: неправильные углы монтажа передних колес, значительный люфт в рулевом управлении, ослабление рессор, перекос или прогиб передней оси, провисание крыльев, отклонение осей от параллельного направления и др.

Технические неисправности ходовой части автомашины ускоряют изнашивание протектора и боковых стенок покрышки.

Соблюдение правильных пропорций углов развала и схождения передних колес обеспечивает прямолинейную езду автомашины и сохранение параллельности колес, предотвращая проскальзывание частей протектора по дорожному покрытию.

10. Дисбаланс колес, неравномерность изнашивания и отсутствие обкатки шин. Когда колесо автомашины вращается с большой скоростью, то даже незначительный дисбаланс создает заметную динамическую неуравновешенность колеса по отношению к его оси и вызывает вибрации или биение колеса в боковом и радиальном направлениях. Наибольший вред причиняет дисбаланс передних колес.

В результате дисбаланса изнашивание шин и деталей ходовой части автомашины усиливается, комфортабельность езды уменьшается, шум при движении возрастает.

Шины на разных колесах подвергаются разной нагрузке, а потому их изнашивание происходит неравномерно. Если не переставлять колеса на автомашине, то неравномерность изнашивания рисунка протектора шин достигает 16—18%.

Обкатка новых шин способствует уменьшению изнашивания. Если в начале использования новых шин дать им меньшую нагрузку, а потом плавно ее наращивать, то их общий пробег будет существенно больше пробега необкатанных шин.

11. Несвоевременное техобслуживания, местный и восстановительный ремонт шин. Если не устранить своевременно небольшие механические повреждения на протекторе или боковинах покрышки, а тем более на каркасе, то возникают тяжелые повреждения, которые требуют серьезных ремонтных работ.

Мелкое механическое повреждение, которое не было своевременно отремонтировано, будет увеличиваться, что может привести к разрыву шины в пути в самый неожиданный момент и вызвать аварию.

12. Условия хранения, ведущие к разрушению шин. Шины со временем утрачивают эластичность и остальные важные качества из-за старения или окисления резины. Под воздействием высокой температуры и лучей солнца процесс старения резины ускоряется, в результате чего камеры и покрышки становятся жестче, а их прочность ослабляется. Определить старение камер и покрышек можно по затвердеванию резины и образованию на ее поверхности множества трещин, которые сначала еле заметны, а затем все больше увеличиваются.

Негативное воздействие на резину оказывает холод. При температуре ниже —10 °С резина становится хрупкой, а при температуре ниже —15 °С почти любая шина (кроме изделий, изготовленных специально для использования в холоде) утрачивает эластичность.

13. Прочие причины разрушения шин. Использование приспособлений, которые препятствуют скольжению, допускается только в условиях бездорожья при невысоких скоростях езды. Даже при правильной установке такие приспособления в течение короткого времени разрушают шины при езде автомашины по твердому дорожному покрытию, в особенности при полной нагрузке и большой скорости.

Продолжительное нахождение автомашин в консервации на неразгруженных шинах в невывешенном состоянии приводит к усталости материала, что при дальнейшем использовании ускоряет разрушение шин.

К аналогичным последствия ведет движение по горячему гудрону или асфальту.

О чем может сказать износ резины

Не секрет, что единственная составляющая автомобиля, которая взаимодействует с дорогой, это колеса. Состояние и качество шин напрямую зависит степень Вашей уверенности за рулем. Для каждого водителя изношенная резина подразумевает неумолимую трату денег и времени на выбор новой покрышки. Но, если резина износилась слишком быстро, нужно задуматься о причинах сложившегося положения вещей. Покупка обновок в данной ситуации не поможет исправить преждевременный износ шин. Разберем причины износа колес, на которое влияет само техническое состояние автомобиля.

1.    Износ резины в центральной части (посередине)

При осмотре резины, Вы заметите, что сильнее изнашивается протектор в середине (смотри фото). Наверняка понятно, что износ по центру говорит о большем контакте с дорогой именно этой части шины, а не всего колеса в целом. Таким образом, у автомобиля страдает сцепление с асфальтом, а, значит, и тяга при движении будет недостаточная.

Такой неравномерный износ получается из-за неправильной накачки шин. Для каждого автомобиля производитель устанавливает свое рекомендуемое давление, которое соответствует данной массе автотранспортного средства. Его нужно стараться придерживаться, а также не забывать время-от-времени проверять давление в колесах и особенно при резких температурных перепадах.

Если ночь была холодная, то наутро давление покрышек может сильно упасть. Когда колеса начнут работать, воздух внутри будет постепенно нагреваться, создавая другое — большее — давление. В результате оно может достигнуть даже максимальных значений, что скажется на износе протектора перекаченной шины. Также не оправдан совет по специальному перекачиванию покрышки. Возможно Вам получится снизить таким образом расход топлива и немного повысить управляемость автомобиля, но преждевременная замена колес стоит дороже.

2.    Растрескивание боковины и резинная грыжа

При осмотре покрышки, Вы обнаружили проблемы с ее боковыми частями в виде трещин и выпуклостей. Причиной такого износа может служить качество тех дорог, по которым Вам суждено ездить. Всевозможные ямы, выбоины, возможно бордюры. В умелых руках и при правильной эксплуатации колеса, Вы защищены от таких эксцессов, но если покрышка не имеет достаточного рекомендуемого давления, при ударе она повредится.

Трещина по ободу колеса

Различаете большие трещины по ободу – качайте колесо, иначе оно может прийти в полную негодность. Если резине уже много лет, то трещины появляются в результате химического распада. С этим уже ничего не сделаешь.

Появлению грыжи на колесе предшествуют сильные боковые удары по твердым предметам (бордюру, столбу). Причем ждать выпучивания на колесе можно не сразу. Обычно грыжа появляется спустя какое-то время – неделю, месяц.

Колесная грыжа

Грыжа – это внутреннее повреждение слоев резины, поэтому использовать колесо с данным дефектом не рекомендуется и опасно для жизни.

3.    Неправильная форма колеса

При осмотре покрышки, Вы обнаружили на ней вмятины и бугры, которые привели к полной деформации колеса. Это первый в моем списке действительно тяжелый случай, когда сам автомобиль требует диагностики. Данный вид колес связан с износом или повреждением подвески. Она не справляется с работой по уменьшению ударов от дорожного покрытия. Вся нагрузка отражается на состоянии колес, которые превращаются в сплошные вмятины.

Вмятина на колесе

Скорее всего Вам придется менять амортизаторы, но диагностика подвески скажет более детально в чем причина неровностей шин. С данной проблемой к работникам шиномонтажа не имеет смысла обращаться. Скорее всего они Вам не помогут, а единственная причина которую Вы от них услышите – это неправильный развал-схождение.

4.    Вмятина по диагонали колеса с неравномерным износом

В большинстве случаев это проблема встречается у задних колес переднеприводных авто. В данной ситуации нужно проверить развал-схождение колес. Либо типичная деформация покрышек появляется в результате постоянного перегруза машины. Благодаря тяжелым грузам, геометрия подвески может измениться, что и приводит к диагональным вмятинам на протекторе резины.

5.    Износ резины по краям

Износ может проявляться как с внешней, так и с внутренней стороны колеса, несмотря на то, что центр почти не стерт. Еще один признак использования покрышек с нерекомендуемым низким значением давления. При этом такое состояние для шин самое опасное. Мало накаченное колесо больше сгибается и тем самым больше повреждается, в результате накапливания излишнего тепла будет подвергаться неравномерному износу.

Далее через колеса автомобиль взаимодействует с дорогой, а низкое давление в шинах способствует более жесткому контакту. Со временем выявятся проблемы с подвеской и развал-схождением. А это уже совсем другая цена вопроса, чем элементарная замена колеса.

Хочется избежать таких проблем? Чаще проверяйте давление в шинах, хотя бы раз в месяц, или после смены погоды. Нужно помнить, что «холодные» и «горячие» покрышки показывают разные значения давления и они не всегда верные. Не стоит расслабляться, если Ваша машина укомплектована датчиками давления в шинах. В большинстве случаев электроника показывает только резкие колебания, поэтому Вы можете получить предупреждение системы только после существенного снижения давления воздуха. Есть риск узнать об этом позднее, чем необходимо.

6.    Особенный износ блока протектора

Визуально такой износ резины трудно определить, но он хорошо прощупывается руками. С боку протектор имеет определенные блоки, которые еще напоминают оперение птицы. При таком виде износа верхние края блока будут заострены, в то время как нижние – круглые.

Если Вы заметили данный вид износа, то стоит проверить подшипники колеса и шаровые опоры. Также не лишним будет осмотреть стабилизатор подвески, а точнее его втулку. Она, выйдя из строя, приведет именно к таким последствиям износа шины.

7.    Пятна повышенного износа

При обследовании колеса, Вы обнаружили однократные пятна излишнего износа. Вспомните, не приходилось ли Вам вынужденно резко тормозить или уходить из заноса? А у Вас автомобиль без ABS? Такой «пятнистый» износ покрышек возникает при блокировке колес у необорудованных антиблокировочной тормозной системой машин.

Но, если с Вами ничего подобного не случалось, вступает следующая причина пятен – долговременное нахождение автомобиля в одном месте. И тут проявятся не «квадратные» колеса (что первое приходит на ум), а именно плоские пятна износа. Постоянная нагрузка на определенную часть колеса приводит к ее деформации, что и сказывается на общем состоянии покрышки.

8.    Острая задняя часть протектора

Распознать износ колеса можно пощупав протектор руками. У его граней не должно быть острых углов. Если Вы все-таки заметите отличия передней и задней кромки резины, то это совсем не нормальный износ, как многие могут посчитать.

Это самый часто встречающийся вид износа, но это не значит, что все в порядке. Он появляется в результате недостаточного вращения колеса, и указывает на необходимость обследовать техническое состояние автомобиля. Причина может отыскаться в износе шаровых шарниров или ступичного подшипника.

9.    Односторонний износ протектора шины

Односторонний износ может просматриваться как с внутренней, так и с наружной стороны колеса. Все зависит от угла наклона покрышки в отношении к дороге. Существует отрицательный и положительный сход-развал. Для того чтобы избежать подобного износа протектора, нужно отрегулировать положение колес в сервисе.

Похожее состояние покрышки наблюдается и при повреждении пружины, шаровых шарниров и втулки подвески. Также при перевозке нелегких грузов нередко возникает излишний односторонний износ рисунка протектора.

10. Минимально допустимая глубина протектора

Многие современные производители шин для удобства использования покрышек устанавливают специальные индикаторы, которые показывают степень износа резины. Обычно они располагаются между рисунком протектора и делаются, естественно, ниже него. Как только протектор достигает этого индикатора по высоте, нужно менять резину на новую.

Делается это для того, чтобы резина всегда выполняла заложенные в ней функции по безопасности движения автомобиля. Глубина протектора служит для отвода жидкости для лучшего сцепления с дорогой и исключения аквапланирования.

Визуально определить степень износа покрышки не так легко, да и можно переоценить ее возможности. Если Ваши шины не имеют данного умного индикатора, существует народный способ определения износа протектора с помощью монетки (смотри рисунок). Ребро монеты вставляется во впадину резины и таким образом измеряется глубина.

Установленные нормативы по минимальной глубине протектора такие:

  • Для летней резины (зависит от производителя) – не меньше 1,6; 2 и 3 мм.
  • Для зимней резины – не меньше 4-6 мм.
А вот это просто ужас!!

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о