Виды рам – особенности карбоновых и титановых рам. Обзор типов и видов рам, их плюсы и минусы. Советы по выбору

Конструкция автомобильных рам — Энциклопедия журнала «За рулем»

По конструкции различают три типа рам: лонжеронные, центральные и комбинированные. Наибольшее распространение получили лонжеронные рамы.

Лонжеронная рама состоит из двух продольных балок (лонжеронов), которые соединены между собой поперечинами. В зависимости от типа автомобиля и его компоновки лонжероны могут быть установлены один относительно другого параллельно или под углом, а также могут быть изогнуты в вертикальной и горизонтальной плоскостях. К раме крепятся практически все узлы и агрегаты автомобиля: кузов, механизмы трансмиссии, передняя и задняя подвески, системы управления и т. д. Поперечины служат для придания жесткости всей конструкции. Лонжероны и поперечины чаще всего изготавливают гнутыми из листовой стали, при этом им придают форму поперечного сечения в виде закрытого короба, швеллера или двутавра, т. к. они обладают наибольшей жесткостью при изгибе. Лонжероны и поперечины между собой соединены клепкой или болтовыми соединениями, реже применяется сварка.
Центральная (хребтовая) рама состоит из центральной продольной несущей балки, обычно трубчатого сечения, к которой прикреплены поперечины. Крепление узлов и агрегатов автомобиля осуществляется как к балке, так и к поперечинам. Несущая балка хребтовой рамы может также состоять из картеров отдельных агрегатов трансмиссии, соединенных между собой. Такая рама по сравнению с лонжеронной обладает большей жесткостью, а возможность использования агрегатов трансмиссии в качестве рамы обеспечивает компактность.

Хребтовая рама используется в основном в конструкции автомобилей высокой проходимости, поскольку хорошо компонуется с независимой подвеской ведущих колес. Вместе с тем, сложность конструкции и трудности при техническом обслуживании и ремонте ограничивают применение таких рам.
Комбинированные рамы сочетают в своей конструкции оба принципа — средняя часть выполняется как центральная, а концы делают лонжеронными.

Рама — Госстандарт

Под автомобильной рамой понимается вид несущей системы балочной конструкции, который в настоящее время используется на легковых автомобилях повышенной проходимости, некоторых моделях спортивных автомобилей и грузовых автомобилях.

Автомобильные рамы работают при высоких нагрузках и являются ответственной частью автомобиля. Вес рам грузовых автомобилей с буферами и кронштейнами в сборе составляет до 10— 15% от собственного веса. Верхний предел относится к автомобилям большой грузоподъемности, в рамах которых применяют прокатные профили.

  Для изготовления автомобильных рам применяют различные стали. Выбор марки стали диктуется рядом соображений, основные из которых определяются эксплуатационными и технологическими требованиями. Для удовлетворения эксплуатационным требованиям сталь должна обеспечивать конструкциям рам необходимую прочность в течение всего срока эксплуатации. Для удовлетворения технологическим требованиям сталь должна допускать изготовление рам и всех ее деталей с применением современных методов производства. Сталь должна обладать достаточной пластичностью, иметь стабильные механические свойства, хорошо свариваться.

  Теоретические и экспериментальные исследования в области циклической прочности рам грузовых автомобилей показали, что наиболее опасные напряжения и выходы из строя автомобильных рам являются следствием кососимметричных нагрузок, возникающих при кручении несущей системы автомобиля.

  До настоящего времени в практике проектирования автомобильных рам грузовых автомобилей не утвердилась практика выполнения прочностных расчетных обоснований для вновь создаваемых конструкций. Проектирование ведется в основном по прототипам с учетом проводимого расчета на изгиб от статической нагрузки с подбором оптимальной величины запаса прочности. Доводку конструкции рам частично производят в стендовых и полигонных условиях, но в основном переносят на стадию эксплуатационных испытаний. В то же время уже имеются результаты многочисленных исследований, посвященных разработке методов прочностных расчетов с использованием ЭВМ и методов ускоренных стендовых испытаний с моделированием характерных для эксплуатации режимов нагружения и управлением испытаниями с помощью ЭВМ. Они позволяют получать на стадии проектирования необходимую информацию о прочности и долговечности конструкции рамы.

  Преимуществами рамной конструкции несущей системы являются простота, низкая стоимость, восприятие значительных нагрузок, унификация базовых моделей автомобиле. Вместе с тем использование рамы приводит к увеличению массы автомобиля. При проектировании и изготовлении автомобильных рам представляет определенную сложность реализация зон запрограммированной деформации в передней и задней части, тем самым снижается уровень пассивной безопасности.

  К раме крепятся практически все узлы и агрегаты систем автомобиля: кузов, двигатель, трансмиссия, передняя и задняя подвески, системы управления и др. В совокупности они образуют шасси автомобиля.

  В зависимости от конструкции различают следующие основные виды рам: 

  • лонжеронные,
  • хребтовые или центральные,
  • решетчатые или пространственные,
  • комбинированные.

Самыми распространенными являются лонжеронные рамы. Лонжеронная рама объединяет две продольные балки (лонжероны) и, находящиеся между ними, поперечины.

  Лонжерон представляет собой металлическую балку открытого или закрытого поперечного сечения (закрытый короб, швеллер, двутавр), обладающую большой жесткостью на изгиб.

В зависимости от типа автомобиля лонжероны могут устанавливаться:

  • параллельно в горизонтальной плоскости;
  • под углом в горизонтальной плоскости;
  • изогнутыми в вертикальной плоскости;
  • изогнутыми в горизонтальной плоскости.

  Параллельная схема лонжеронной рамы применяется, в основном, на грузовых автомобилях. Остальные схемы используются на легковых автомобилях повышенной проходимости – внедорожниках. Расположение лонжеронов под углом позволяет добиться максимального угла поворота управляемых колес. Изгибы лонжеронов в вертикальной плоскости обеспечивают снижение центра тяжести, и соответственно низкий уровень пола в кузове автомобиля. Изогнутые в горизонтальной плоскости лонжероны понижают уровень пола в кузове, а также повышают уровень пассивной безопасности при боковом столкновении.

  Поперечины служат для придания жесткости конструкции рамы. Поперечины могут иметь прямолинейную, К-образную или Х-образную форму. Поперечины изготавливаются из гнутого металлического профиля.

   Лонжероны и поперечины между собой соединяются клепкой (грузовые автомобили) или сваркой (легковые автомобили). Для закрепления кузова, двигателя, агрегатов трансмиссии на раме установлены кронштейны различной формы. В теле лонжеронов и поперечин выполняются различные технологические отверстия.

Хребтовая рама состоит из продольной несущей балки и прикрепленных к ней поперечин. Центральная балка имеет, как правило, трубчатое сечение. Внутри балки располагаются отдельные элементы трансмиссии. Хребтовая рама обладает большей крутильной жесткостью по сравнению с лонжеронной рамой. Хребтовая рама предполагает независимую подвеску всех колес. Ввиду сложности конструкции хребтовая рама широкого распространения не получила и в настоящее время применяется редко.

Решетчатая рама применяется в конструкции спортивных автомобилей и автобусов. По своей сути она схожа с несущим кузовом. Решетчатая рама обеспечивает высокую жесткость на кручение при сравнительно небольшой массе.

Требования к несущим системам

Из основного назначения несущей системы — объединение в единое целое всех частей автомобиля — вытекают главные требования к ней — прочность и жесткость. Под прочностью понимают способность несущей системы воспринимать эксплуатационные на­грузки без поломок системы в целом или ее элементов, а под жесткостью — способность сохранять свою форму без остаточных деформаций и без недопустимых упругих деформаций при воздей­ствии тех же нагрузок.

В части прочностных свойств несущей системы наибольшее значение имеет усталостная прочность, поскольку она определяет срок службы системы, а часто и всего автомобиля, до предусмот­ренного нормативными документами на автомобиль капитального ремонта или списания. Таким образом, усталостная прочность (дол­говечность) несущей системы должна быть достаточной для обес­печения межремонтного или полного пробега автомобиля, но не должна быть слишком большой, поскольку это означало бы, что при конструировании в элементы несущей системы заложен из­лишний запас прочности, излишний материал, что сказалось бы на увеличенной массе, которую пришлось бы перевозить в течение всего срока службы автомобиля.

Статическая прочность несущей системы, ее способность восп­ринимать единовременные эксплуатационные нагрузки без поломок и остаточных деформаций, безусловно, должна быть достаточной, но в то же время при стандартных динамических воздействиях на автомобиль, имитирующих аварии (например, лобовое столкнове­ние), несущая система должна деформироваться таким образом, чтобы поглотить энергию удара и уменьшить динамические нагрузки до предусмотренных нормативными документами величин. С этой точки зрения деформация несущей системы и связанная с ней деформация кузова должна быть возможно большей, но в то же время внутри кузова должен сохраняться объем («пространство вы­живания»), достаточный для того, чтобы водитель и пассажиры травмировались в наименьшей степени и имели наибольшие шансы на сохранение жизни.

В части жесткости требования к несущим системам грузовых и легковых автомобилей существенно отличаются.

Жесткость кузова пассажирского автомобиля, легкового или ав­тобуса, должна быть возможно большей, чтобы кузов уверенно противостоял изгибам и перекосам.

К несущей системе грузового автомобиля, роль которой обычно играет рама, предъявляются иные требования. Если изгибная жест­кость рамы, т.е. способность противостоять изгибающим нагрузкам в вертикальной и горизонтальной плоскости, должна быть доста­точно большой, то крутильная жесткость, т.е. способность проти­востоять скручивающим нагрузкам при движении, например, по дороге с большими неровностями, напротив, не должна быть из­лишней. Конечно, имеются конструктивные возможности получить большую крутильную жесткость рамы, но это влечет за собой зна­чительное утяжеление конструкции в целом, поскольку в ее жестких узлах возникали бы высокие механические напряжения и, соот­ветственно, поломки. Относительно податливая на кручение рама деформируется без появления больших напряжений в ее узлах. К раме грузового автомобиля крепятся агрегаты и узлы, и в ряде случаев деформация рамы могла бы вызвать в корпусах этих агрегатов нежелательные нагрузки. Чтобы избежать этого, предусматривается упругое закрепление агрегатов, и они имеют крепление в трех точках. В этом случае перекосы рамы не могут вызвать соответствующих перекосов агрегатов. Таким образом закрепляется на раме грузового автомобиля, например, кабина или двигатель с коробкой передач. Выше упоминалось о том, что долговечность несущей системы должна соответствовать долговечности автомобиля в целом. При изготовлении деталей, входящих в несущую систему, чаще всего применяется низкоуглеродистая сталь, которая легко штампуется и сваривается. Но сталь подвержена коррозии. Кузов легкового автомобиля, например, выходит из строя обычно именно из-за коррозионного разрушения. Чтобы повысить долговечность несущей системы, предусматривается покрытие различными защитными со­ставами, которые предохраняют металл от воздействия влаги и солей. В ряде случаев для изготовления основания кузовов легковых ав­томобилей применяют оцинкованный металл или подвергают цин­кованию собранный кузов. Следовательно, одним из требований к несущей системе является ее достаточная стойкость к воздействиям окружающей среды.

Таким образом, требования к несущей системе во многом про­тиворечивы и требуют при ее конструировании высокого уровня инженерного искусства. При разработке конструкции несущей сис­темы и определении ее расчетной долговечности при движении автомобиля по различным дорогам применяются методы модели­рования напряжений в элементах конструкции.

Виды автомобильных рам | AUTO-GL.ru

Использование рамы в качестве несущей конструкции в наше время актуально для производителей коммерческих автомобилей, пикапов и «настоящих» внедорожников. Слово «шасси» обозначает рамный каркас с установленным на него двигателем, трансмиссией и подвеской. Собственно, со времен появления первых автомобилей ничего принципиально нового в конструкции рам не появилось. Два параллельных друг другу несущих элемента соединяют поперечно расположенными деталями (траверсами). Траверсы иногда устанавливают не параллельно друг другу, а в виде буквы «X» или буквы «K». Других «нововведений» в конструкции автомобильной рамы найти нельзя.

Основой для изготовления лонжеронов в большинстве случаев служит П-образный стальной швеллер. В конструкциях грузовых авто до сих пор используют прямые лонжероны. В то же время, разработчики получили доступ к технологиям, позволяющим изготовлять детали более сложной формы (как на рисунке). Сечение траверсов может выглядеть сложнее, чем буква «П», а иногда применяются трубчатые траверсы.

Сварка или заклепки?

Казалось бы, скреплять детали под углом 90 градусов проще всего, пользуясь винтовыми соединениями. В серийном производстве, тем не менее, детали автомобильной рамы могут быть соединены сваркой или заклепками. Первый из этих двух вариантов используется при производстве практически всех современных внедорожников. А рамы на заклепках обладают меньшим соотношением прочности к весу, чем сварные.

Классификация

В качестве конструкции лонжеронного типа обычно выделяют так называемые «периферийные» рамы. Здесь лонжероны в центральной части «разнесены» друг от друга настолько, что после монтажа кузова их можно обнаружить за порогами дверей. «Разнесение» лонжеронов в стороны позволяет экономить пространство, в то же время, прочность конструкции снижается.

Виды автомобильных рам

Хребтовой рамой называют конструкцию, выполненную на основе одной продольной трубы. Если эта труба заканчивается вилкой, то есть раздваивается, то раму называют вильчатой. Два лонжерона можно соединить в виде буквы X. Такие X-образные конструкции иногда тоже называют «вильчатыми».

Какие виды рам бывают — МОЙ МОТОЦИКЛ

р1р1

Рама – ключевая часть шасси мотоцикла, которая связывает рулевую колонку, двигатель и заднюю подвеску. Раму условно можно разделить на три части. Первая и обязательная – именно рулевая колонка. Здесь крепится переднее колесо, причем обязательно таким образом, чтобы райдер мог поворачивать им вправо-влево.

Средняя часть рамы, к которой крепится двигатель, бак и другое оборудование, может быть условной или даже отсутствовать. В таком случае мотор выполняет роль несущей части.

Задняя часть рамы отвечает за крепление приводного колеса. Его можно устанавливать жестко, как на велосипедах, с помощью маятника либо других рычажных конструкций. Большинство мотоциклов оснащены маятниковой задней подвеской, соответственно, главная задача задней части рамы – обеспечить надежную точку крепления маятника. Наконец, к задней части рамы относят подрамник, который удерживает сиденье, заднее крыло, багажник, кофры, твою пассажирку и прочие полезные вещи.

Рамы современных мотоциклов изготавливают из стали и ее сплавов (популярный материал – хроммолибденовый сплав), алюминия; намного реже – карбона, титана, магния. Естественно, материал сильно влияет на жесткость, вес рамы и общее распределение веса мотоцикла. Еще большее влияние на это оказывает тип рамы.

Дуплексная рама

дуплексная рамадуплексная рама

Самая древняя конструкция мотоциклетной рамы – дуплексная (англ. double cradle). Она получила свое название из-за двух одинаковых колец прочности, которые начинаются и заканчиваются на рулевой колонке и соединяются между собой перемычками. В некоторых местах рамы эти кольца могут быть объединены. В таком случае мы имеем дело сполудуплексной рамой (англ. single cradle, half-double cradle).
Дуплексы и их разновидности просты и дешевы в изготовлении, материалом для них служат стальные трубы разного сечения (крайне редко – алюминий и его сплавы). Такие рамы нельзя назвать идеалом жесткого шасси, поэтому в современных спортбайках и спорт-туристах их не используют. А вот в круизерах и недорогих стритах – запросто.
Дуплексные рамы пользуются популярностью на бездорожье, где важна не жесткость, а способность шасси абсорбировать удары и перегрузки. Дуплексы частенько можно увидеть как на эндуро-туристах, так и на легких спортивных эндуриках. Кроссовые мотоциклы в последнее время все чаще отдают предпочтение алюминиевым конструкциям.
Мотоциклы с дуплексными рамами: Yamaha YBR125, Kawasaki W800, Harley-Davidson V-Rod, Yamaha XJR1300, KTM 350 SX-F, BMW G650GS Sertao

 

Хребтовая рама

ХРЕБЕТ 3ХРЕБЕТ 3

 

Рама хребтового типа (англ. spine, backbone) используется не очень часто, хотя также является простой и недорогой в изготовлении. Это несущая конструкция из профилей в виде хребта, к которой фактически подвешен силовой агрегат, одновременно воспринимая часть нагрузок шасси.
Хребтовые рамы как правило изготовляют из стали. За счет отсутствия в такой конструкции нижней части, характерной для дуплексных рам, ее вес может быть невелик, что позволяет использовать хребтовые рамы даже в современных стритах, где лишние килограммы никому не нужны. Их также можно увидеть в круизерах, эндуро-туристах.
Мотоциклы с хребтовыми рамами: Honda CB600F Hornet, Honda CB900F Hornet, Confederate R131 Fighter, Yamaha XT1200Z Super Tenere

Диагональная рама

ДИАГОНАЛЬДИАГОНАЛЬ

 

С развитием спорта и технологий большое распространение получили диагональные рамы (англ. perimeter, beam, diamond, deltabox, twin-spar). Их основу составляет пара металлических балок, соединяющих рулевую колонку и маятник по максимально короткой линии.

Диагональные рамы и их разновидности (диагонально-пространственные) изготавливают преимущественно из алюминия и его сплавов. Бывает, что в качестве материала для таких рам применяют сталь. Из-за высокой жесткости и небольшого веса (в случае применения алюминиевых сплавов) диагональные рамы повально используются в производстве спортбайков, спорт-туристов и мощных стритов.

Мотоциклы с диагональными рамами: Aprilia RSV4 R, BMW S1000RR, Honda CBR600RR, Kawasaki Z1000, Kawasaki ER-6n/f, Triumph Speed Triple, Yamaha FJR1300

Птичья клетка

ПТИЧЬЯПТИЧЬЯ

«Птичью клетку» (англ. tubular space, итал. trellis), популярную у итальянских мотопроизводителей, можно считать разновидностью диагональной рамы. Только основа конструкции здесь – не балка, а участок труб, стальных или алюминиевых. Традиционно их сваривают таким образом, чтобы получить решетчатую конструкцию с треугольными участками. Грамотно сваренный треугольник – чрезвычайно жесткая вещь, поэтому «птичьи клетки» широко применяются в производстве спортбайков, стритов и туристов разного профиля.
Считается, что идея «птичьей клетки» принадлежит итальянскому дизайнеру Массимо Тамбурини, автору многочисленных моделей Bimota, Cagiva, MV Agusta, Ducati. В производстве рам решетчатого типа важна культура сварки, больше других в этом преуспели (кроме вышеупомянутых) компании KTM, Moto Morini, Aprilia, Benelli. В последнее время к традиционным «клеткам» подключают боковые пластины из алюминия, таким образом снижая вес не в ущерб жесткости конструкции.
Мотоциклы с «птичьими клетками»: Ducati Monster 696, Ducati Multistrada, Aprilia Dorsoduro 750/1200, KTM 1190 RC8 R, KTM 1190 Adventure, MV Agusta Brutale 675

Монокок

МОНОКОК1МОНОКОК1

 

Рама-монокок (англ. monocoque) считается большой редкостью в современном мотопроме, хотя ее идея далеко не нова. Это пространственная конструкция, в которой несущим элементом является внешняя оболочка. Непосредственное выражение рамы-монокока в природе – куриное яйцо. Все мы знаем, что, несмотря на легкость и небольшую толщину скорлупы, яйцо способно выдерживать неслабые нагрузки.

Монококи широко использовались на заре авиации в производстве фюзеляжей самолетов. Первый двухколесный с мотором, построенный на базе шасси-монокока, появился на свет благодаря авиационному инженеру Коррадино Д’Асканио. Это был мотороллер Веспа, который без особых изменений в конструкции выпускается уже более 60 лет. В 1967 году благодаря эксперименту испанской компании Ossa монокок пришел в мир мотоциклов, пока в виде гран-прийного прототипа. В настоящее время такие рамы все также чаще используют в спортивных болидах, чем серийных мотоциклах.

Мотоциклы с рамой-монококом: Ducati 1199 Panigale, Kawasaki ZZR1400, Kawasaki 1400GTR

Несущий двигатель

НЕСУЩАЯНЕСУЩАЯ

 

В большинстве типов рам мотор берет на себя часть нагрузки, являясь в той или иной мере несущим. Массивный картер – очень жесткая вещь, и грех ею не пользоваться, экономя драгоценные килограммы рамы.
Компания BMW изобрела конструкцию шасси, при которой рама вообще отсутствует. Несущим элементом некоторых баварских моделей с оппозитом выступает блок двигателя. Передний и задний подрамники крепятся к мотору болтами, маятник с интегрированной в него карданной главной передачей присоединен к движку. Надо напомнить, что в качестве передней подвески моделей R1200R/GS немцы используют Телелевер. Трудно сказать, смогли бы они установить без посредничества рамы классическую рулевую колонку
Мотоциклы с несущим двигателем: BMW R1200R, BMW R1200GS (до 2013 года)

 

Велосипедная рама: основные характеристики

bike-frame-3Основной частью велосипеда является рама. Она не только соединяет все остальные детали байка, но и непосредственно влияет на удобство езды и посадку велосипедиста. Кроме этого, именно от нее зависит, в каких условиях можно будет использовать понравившуюся модель.


Оглавление: 
1. Материалы для изготовления велосипедных рам
2. Вес велосипедной рамы
3. Геометрия велосипедной рамы
4. Виды велосипедных рам

Материалы для изготовления велосипедных рам

Для производства современных велосипедных рам используются:

  • Углеродистая сталь. Ее, как правило, применяют при изготовлении наиболее дешевых байков. Такие рамы хорошо поддаются ремонту (при необходимости ее сможет сварить любой сварщик), обладают высоким уровнем надежности и прочности, а также абсолютно неприхотливы в эксплуатации. Главным же их недостатком является большой вес.
  • Хромомолибденовая сталь. Из нее производят рамы для некоторых моделей, предназначенных для экстремального типа езды, дорожных и внедорожных велосипедов. Среди их плюсов можно выделить хороший накат, мягкость (гасит удары и смягчает вибрацию), долговечность, надежность и прочность. Среди недостатков следует отметить большой вес, подверженность коррозии, нерезкий разгон.
  • velosipead ramaСплав алюминия – наиболее распространенный материал, популярность которого объясняется его дешевизной и легкостью. Изготовленную из него раму можно назвать лучшей в соотношении вес/стоимость. Ее преимуществами являются хорошая динамика, устойчивость к коррозии и способность выдерживать высокие нагрузки (она отлично подходит для велосипедистов, обладающих повышенным весом). Недостатки конструкции: недолговечность (накапливается усталость металла), плохой накат (быстро разгоняется, но и также быстро теряет разгон), жесткость (не смягчает вибрации), плохо поддается ремонту.
  • Титановый сплав, который используется для производства рам элитного класса. Среди основных достоинств титановых конструкций необходимо отметить повышенную мягкость (степень гашения ударов и вибраций даже выше, чем у стальных аналогов), низкий вес, отличную управляемость, долговечность (не боится коррозии и царапин) и высокую прочность. К минусам следует отнести высокую цену, плохую динамику при разгоне и сложность ремонта.
  • Карбон (углепластик), который применяется для изготовления рам для дорогих гоночных байков. Плюсы карбоновых моделей: наиболее низкий вес, высокий уровень прочности, возможность обладания преимуществами других типов рам. Минусы: большая цена, не подлежит ремонту, не выдерживает точечные удары, надежность зависит от продуманности геометрии конструкции.

При изготовлении велосипедных рам производители часто комбинируют перечисленные материалы между собой. Например, используются сочетания алюминия с карбоном (сталью) либо титана с карбоном.

Вес велосипедной рамы

В зависимости от типа байка, его стоимости и предназначения вес велосипедной рамы может варьироваться от нескольких сотен граммов до нескольких килограммов. Например, 18-19-дюймовая конструкция, которая используется в типичном горном хардтейле, изготовленная из хромомолибденовой стали будет весить 2-2,5 кг, из алюминиевого сплава – 1,4-1,7 кг, из титана – 1,4-1,7 кг, из углепластика – от 0,9 кг.

Геометрия велосипедной рамы

рама-от-велосипеда

Определяющими параметрами конструкций являются:

  • Ростовка. Размер рамы должен подбираться с учетом роста человека, соотношения длины ног и туловища, стиля езды.
  • ЕТТ – длина рамы, которую будет ощущать велосипедист. Если рама будет слишком длинной, человек будет вынужден «распластываться» на ней, если слишком короткой – на поворотах велосипедист может доставать коленями руль.

Виды велосипедных рам

В зависимости от назначения байка и условий его эксплуатации велосипедные рамы делятся на такие основные типы:

  1. Внедорожные:
  • Хардтейл – рама горного байка, не оснащенная задним амортизатором. Есть возможность установки багажника и креплений для фляг.
  • Софтлейн – рама, предназначенная для езды по бездорожью. Она отлично справляется с неровностями дорожного полотна, но не подходит для прыжков.
  • Двухподвес – рама с задним амортизатором. На нее невозможно установить багажник.
  • Горный тандем. Такая рама рассчитана на установку широкой резины и передней амортизационной вилки.
  1. Дорожные:
  • veloramaРама для городского велосипеда, которая оснащается креплениями для багажника и корзины на руль и обладает высокой посадкой.
  • Рама для шоссейного велосипеда рассчитана на низкую посадку. Имеет хорошие аэродинамические свойства и отличный накат. Обычно на нее невозможно установить багажник.
  • Циклокросс – туристическая рама с посадкой, удобной при маневренной езде.
  • Туринг – рама для дальнобойных путешествий. Обладает отличным соотношением удобства посадки и обтекаемости. На нее можно устанавливать любые колеса и 2 багажника.
  • Тандем – рама, предназначенная для езды вдвоем.

Кроме перечисленных основных видов также существуют специальные рамы, разработанные для различных экстремальных дисциплин: рекамбенты, триальные.

В зависимости от пола велосипедиста рамы делят на:

  • мужские,
  • женские.

otlichie_genskih_velosipedov_l

Основное отличие конструкций для женщин заключается в опущенной верхней трубе, которая располагается на небольшом удалении от нижней трубы. В некоторых женских моделях верхняя труба и вовсе отсутствует. Из-за отсутствия верхнего треугольника жесткость такой конструкции ниже, чем у мужского аналога. Данный вид рамы был разработан для того, чтобы дамы могли ездить на своем «железном друге» в юбках или платьях. В наше время выбор именно женской конструкции определяется лишь удобством и привычками конкретной велосипедистки.

otlichie_genskih_velosipedov_l Загрузка…

Виды велосипедных рам

 

Велосипедная рама — основная деталь велосипеда, объединяющая воедино все остальные части его конструкции. Геометрия велосипедной рамы оказывает сильное влияние на посадку ездока и удобство езды в различных условиях.

 

Вид велорамы определяет предназначение велосипеда:

  • Дорожные:
    • Шоссейные (road). Такие рамы — среднее от всех дорожных рам. Они предназначены для шоссейных гонок, тренировок, поездок. Как правило, для езды используется асфальт и укатанные грунтовые покрытия. Наиболее важные характеристики шоссейного велосипеда: малый вес, высокая торсионная жёсткость и более вытянутая посадка (на практике посадка велосипедиста на таком велосипеде совсем не вытянутая, а как раз более компактная, чем на любом другом, так как имеет целью снижение сопротивления воздуха. Чаще всего не оборудованы крепёжными местами для багажника, но может быть много креплений под фляги.

    • Разделочные (time trial). Максимальная производительность педалирования и аэродинамика при минимальном весе. Ездить на такой раме долго никто не будет, они предназначены для гонок с раздельным стартом. Часто ради аэродинамики идут на серьёзные ухищрения в конструкции — тормозные машинки в аэротени от подседельной трубы и вилки, вынос подогнан точно под рулевую трубу рамы и т. д. Правильно под рост спортсмена установленные параметры, которые позволяют «лежать» на руле-«лежаке», дают спортсмену возможность создать обтекаемость и развить максимальную скорость именно на таком велосипеде, как ни на каком другом.

    • Циклокроссовые (cyclocross) — предназначены для велокросса: гонок по пересеченной местности, включающих в себя кольцевой маршрут (от 2,5 до 3,5 км) по открытой местности и лесным участкам с препятствиями в виде бродов, грязи, корней деревьев и поваленных стволов, рвов, холмов и пр., к которым могут быть добавлены искусственные преграды. Отличаются от шоссейных просветом в перьях (для более широкой резины) и геометрией, используются в циклокроссе. Являются часто неплохим выбором велосипеда для езды по городу или туризма по дорогам общего пользования.

    • Туринг (touring) — туристский велосипед, созданный для комфорта, надёжности, эффективности и, в большинстве случаев, для перевозки груза. Существует деление туристских велосипедов на типы. Рама близкой к шоссейной геометрии с максимальным количеством крепежа для багажников и фляг. На хорошем туринге можно ехать очень много часов и мало уставать.

    • Дорожный (commuter). Обычный дорожный велосипед, как его привыкли понимать в Европе и бывшем СССР — Десна, Украина. Велосипед, сконструированный для езды по городу и небольших прогулок по ровной местности. Как правило, конструкция такого велосипеда проста. Оборудован регулируемым рулём и большим мягким седлом, часто комплектуется багажником, крыльями, кожухом цепи и звонком. Амортизаторы отсутствуют, тормоза зачастую ножные барабанные. Трансмиссия либо без переключателя скоростей, либо с интегрированной в заднюю втулку планетарной коробкой передач. Дорожные велосипеды не предназначены для использования в качестве спортивного инвентаря.

    • Дорожный тандем (road tandem) — двухместные велосипеды, на которых оба седока вращают педали, а контроль над управлением, тормозами и системой переключения скоростей осуществляет велосипедист, едущий спереди. В большинстве случаев тандемы рассчитаны на езду по ровным покрытиям.

  • Внедорожные:
    • Горный хардтейл (MTB hardtail) — велосипед, имеющий только переднюю амортизационную вилку, заднее же колесо не имеет подвешивания. Велосипеды на таких рамах имеют повышенную проходимость по сравнению с бесподвесными велосипедами, они более комфортны на бездорожье, но проигрывают в весе и скорости. Есть возможность установки широкой резины, трансмиссии с широким диапазоном работы, багажника, и т. д.

    • Горный софттейл (MTB softtail). Рама для езды в трудных условиях с подвеской, принципом работы которой является упругость задних перьев рамы. Отличается он от двухподвеса тем, что подвеска заднего колеса не рычажная, а деформационная, хотя бывают софттейлы с маленькими амортизаторами. Такие подвески не помогают при приземлении, но помогают при езде по неровной дороге.

    • Горный двухподвес (MTB full-suspension) — велосипед, имеющий амортизацию на обоих колесах, в отличие от хардтейла, который имеет амортизацию только переднего колеса. Рама, в которой заднее колесо крепится с помощью рычага или системы рычагов с амортизатором. типов подвесок заднего колеса очень много. Практически каждый производитель пытается придумать свой вид подвески (из-за лицензионных проблем). Но все они сводятся всего к двум видам:
      • Четырёхрычажные подвески.
      • Однорычажные подвески.

    • Горный тандем (MTB tandem). Тандем для туризма в условиях тяжёлых дорог. Обычно напоминает дорожный, отличается просветом в перьях под резину и некоторыми особенностями геометрии (расчёт на амортизационную вилку).

    • Горный тандем-двухподвес (MTB full-suspension tandem). Большая редкость. Обычно строится некоторыми компаниями в качестве show-stopper (вид рекламы, который используется для привлечения внимания) и реального применения не имеет.

  • Специальные:
    • Триальные (Trial) — рамы для триала сконструированы таким образом, чтобы с их помощью было максимально удобно балансировать на заднем колесе. Суть велотриала состоит в преодолении на байке преград и препятствий, поэтому у триального велосипеда, как правило, отсутствуют седло, рама удлинена и занижена, а руль и покрышки очень широкие. Колёса могут быть диаметром как 20’’, так и 24’’.

    • Рекамбенты (Recumbent) — нечто среднее между велосипедом и веломобилем. Единственное, что позволяет отнести его к велосипедам, это 2 колеса.

 

Про подбор ростовки велосипеда можно почитать здесь.

 

Картинные рамы: классическая структура

Широкий выбор картинных рам

Рама картины — это пластическое ограничение картины, которое отделяет картину от остальной среды, замыкает ее саму в себе, тем самым обращая внимание на ее специфичность. Она появилась в средневековье, когда тексты в книгах обрамлялись. Предшественником формы сегодняшних рам были готические окна. Рама предохраняет картину от повреждения, имеет эстетическую функцию, а в некоторых случаях может быть и смысловым элементом. Рамы изготовлялись и изготовляются из различного материала и разной формы, начиная простыми гладкими деревянными рамами и кончая сложными пластическими рамами с орнаментом времен ренессанса и барокко. Пластический рельеф исторических рам создавался чаще всего резьбой, постепенно пластический рельеф рамы стал выполняться штукатуркой, наносимой из форм. В настоящее время больше всего используются деревянные рамы, производимые в промышленности, отделяемые от картины, профиль которых технологически складывается из нескольких слоев для того, чтобы предотвратить искривление рамы. Преобладает поверхностное оформление металлом (замена золота). Золотая поверхность придает раме нейтральный характер и хорошо уживается с красками на картине и интерьером. Мало кто из тех, кто не занимается картинами систематически, поймет, как важна для картины хорошая рама. Она способна превознести картину, придать ей настоящее значение, но и обесценить ее. Так как и одежда человека может творить чудеса, так и подходящая рама способна сделать то же самое с картиной. Уровень планок рам, выпускаемых заводами, не соответствует высоким требованиям, прежде всего не соответствует поверхностное оформление и применение неподходящих пластических рельефов. Об этом свидетельствует и то, что в галереях или на выставках мы их практически не видим. В галереях мы смотрим не только картины, но и рамы, в которых они находятся! Сама первоначальная рама бывает плоской (в редких случаях), скошенной вовнутрь, (чаще всего, достигается иллюзия глубины пространства) и скошенной в направлении, ведущем из рамы (имеет склонность сделать картину более плоской). Широкий выбор картинных рам

На раме мы различаем следующие части:

Пластический рельеф: рельефная поверхность рамы, закрывающая всю видимую спереди грань рамы или только ее часть.

Фасет: обработанная узкая грань по всему периметру рамы, гладкая или с равномерными пластическим узором.

Профиль рамы: форма контура рамы в разрезе.

Планка рамы: название, употребляемое для длинных досок с окончательным оформлением и поверхностным оформлением, из которых готовится рама

Фальц: желобок, надрез на блиндраме для всадки картины

Основные форматы рам

формы рам для картин

Исторические стили ( виды ) рам.
Для обозначения видов рам, или первоначальных, или тех, которые иммитируют исторические рамы, постепенно стали употребляться приблизительно следующие названия:

Рама в стиле классицизма

Рациональность эпохи проявилась и в характерном систематичном и равномерном членении пластического рельефа. Рамы этой эпохи выглядят незаметно и серьезно.

рамы в стиле классицизм

Рама в стиле ренессанс

Обычно это по своей форме простые планки, богато украшенные равномерным пластическим декоративным узором, часто с выделяющейся серединой планки рамы

тип, стиль рамы, багета в стиле сецессион

Рама в стиле барокко

Богатая, члененная разной резьбой рама, в настоящее время используется в основном лепнина. В пластическом украшении рамы преобладал мотив листьев, фруктов, рама была позолоченной. ( сегодня это как правило пластик золотистых тонов ).

тип рамы барокко

 

Итальянская рама


Простая планка, похожая на оконную раму. Иногда так называются и совсем черные блестящие рамы.

итальнский тип рамы, багета

Испанская рама
Для нее характерен поверхностный невыразительный, как бы сдавленный рельеф с выступающими внутренней и внешней фасетами, которые своим поверхностным оформлением отличаются от внутренней части рамы (напр, золотая рама, серебряные фасеты).

испанские рамы ( багет )

Рама в стиле сецессион


Характерным для рамы в стиле модерн был простой профиль планки с рисунком на фасете. Пластический рельеф рамы в основном был золотым или с использованием холодных цветов, с типичными мотивами растений и сецессными линиями в стиле модерн. Рамы производили впечатление византийского духа, варварской красоты. В начале XX столетия появились коричневые рамы из натурального дерева с неравномерной внешней профилировкой, создаваемой в стиле модерн.

багет, рамы в стиле сецессион

Рамы xx века

В нашем веке, начиная стилем модерн, относительно точно можно различить виды рам в соответствии с эпохой, модой, изготовителями, регионом и т. п. Если картина возникла приблизительно в ту же эпоху, как и рама, в которой она находится, то в таких случаях говорят, что рама в стиле эпохи. Оригинальные рамы XX века можно охарактеризовать более выразительным профилем рамы, минимальным использованием пластического рельефа и подчеркиванием окраски и патины в оформлении поверхности.

Рамы первой половины XX века

Рамы первой половины XX века

Рамы второй половины XX века

Рамы второй половины XX века

Размеры рамы

Размеры рамы определяются внутренним размером рамы картины двумя способами:

      – менее привычно, но точнее определяется размер светловатостью рамы картины;
— чаще размер рамы определяется размером расстояния (фальцев желобков, надрезов) рамы.

размеры рамы по багету

Если мы окажемся в ситуации, когда нам самим надо выбрать раму к картине, то в таком случае, при выборе рамы необходимо принять во внимание, прежде всего, размеры картины, ее членение и колоритность.
Самые простые принципы вставки в раму картин у графики. Выберем совсем простую, тонкую, если это возможно и золотую или одноцветную раму, контрастирующую с паспарту около графического листа. Ширина паспарту обычно составляет 5-6 см, нижняя часть паспарту (основание) делается на 1 см шире.
К картинам со множеством деталей подходит более простая рама и, наоборот, произведение с большими цветными поверхностями в едином цветовом фоне может иметь и более расчленённую и богатую раму. Правильная вставка картин в раму оптически помогает увеличить картину, поэтому для небольших картин почти всегда выбирают более широкие, однако не слишком широкие, планки, обратное не так уж однозначно. Если рама по цвету соответствует цветовому тону картины, то размеры картины оптически увеличиваются. Для более старых картин мы стараемся подобрать раму приблизительно той же эпохи или стиля.
При выборе рамы для картины нельзя забывать и об обстановке в помещении, где картина будет висеть. Чаще всего не будет проигрышем, если мы выберем багет с простой планкой рамы. Слишком декоративных рам, которые не подходят ни к мебели в помещении, ни к самой картине, необходимо избегать. Это в основном рамы „blondel” и рамы в стиле барокко.

В картинах больше всего ценятся так называемые авторские рамы. Это рама в стиле эпохи, которую художник выбрал сам и закончил оформление или патинированием или прямо росписью. Если наши требования к вставке картин более высокие и налицо хотя бы посредственное техническое умение, то можно попробовать сделать раму самим или заказать планки и раму по собственному вкусу. Очень хорошо выглядят таким образом сделанные рамы с использованием домотканого полотна, натурального или мореного дерева и т. п. Уже готовую раму можно еще оформить золочением, серебрением, (можно купить качественные препараты) или покрытием подходящим матовым цветным оттенком. Неожиданный эффект можно получить, если нанести белую линию на внутреннюю сторону рамы неблестящей краской или перекрасить неподходящую раму с неподходящим поверхностным оформлением жидкой белой латексовой краской. Практическую инструкцию по правильной вставке картин в раму можно найти в галереях, на выставках и т. п., но на самом деле это непросто. Если есть такая возможность, то раму для картины лучше выбирать, сравнивая картину с целой рамой. Выбор лишь самой планки, из которой потом изготовится рама, искажает наше представление и не всегда бывает правильным. Идеальный тот выбор, когда есть возможность вставлять картину в несколько рам. Современное искусство, прежде всего это касается крупногабаритных картин, классические рамы принципиально отвергает, вместо рам говорит о панелях. Его требования к размещению намного выше. Картины небольших и средних размеров вставляются в простые рамы из натуральных или одноцветных планок, или совсем не вставляются в рамы.
Соблюдение принципов ухода, вставки и размещения картин подчеркивает качество вашей картины.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о